дисциплина

Для повышения эффективности учебной деятельности и качества своей жизни в целом вы сможете развить собственные способности по выявлению, анализу собственных ресурсов (индивидуально-психологических, личностных, временных), выбору наиболее эффективных приемов, техник саморазвития и самоуправления .



Информация о дисциплине

Контрольные мероприятия
  • 1
    Задания
    Выполняются и проверяются на семинарских занятиях и вносятся в рабочую ведомость.
  • 2
    Рефлексивное эссе
    Рефлексивное эссе (отчет) по применению технологии самоменеджмента. Выполняется самостоятельно, письменно. Отправить в формате PDF (кнопка "Отправить работу" или передать в руки преподавателю распечатанный (рукописный) вариант отчета.
    Дедлайн: до 12:50 02.12.2024
  • 3
    Тест
    Тест по лекционным и практическим материалам дисциплины.
    ДАТА: 23.12.2024 в 11:30 (216 ауд. 4 корпус)

Задания на семинарах

Контрольное мероприятие оценивается по десяти критериям для каждого семинарского занятия. Оценка производится на каждом занятии отдельно. Критерии оценивания для каждого занятия (максимум — 10 баллов):
  1. Все задания на семинарском занятии выполнены полностью — 0,5 балла
  2. Все задания на семинарском занятии выполнены правильно — 0,5 балла

Рефлексивное эссе

Техническое задание

  1. Познакомиться с книгами (книги есть выше). Например: Архангельский Г. Тайм-драйв; Замалиева С. Жизнь в стиле Mindfulness. Как тренировать мозг, управлять стрессом и быть в гармонии с собой; Пичил Т. Не откладывай на завтра: краткий гид по борьбе с прокрастинацией и т.п.
  2. Выбрать технологию самоменеджмента, описать опыт ее применения по следующему плану: (А) Название; (Б) Причина обращения к технологии эффективного самоменеджмента (в чем была трудность / проблема / сложность?); (В) Алгоритм действий (описать действия, направленные на использование технологии). (Г) Оценка эффективности (оценить эффективность применения технологии (что получилось, что не получилось)). (Д) Рекомендации по применению технологии (написать рекомендации другим по применению технологии #лайфхаки).
  3. Описание опыта применения технологии самоменеджмента должно быть продуктом самостоятельной работы студента.

Критерии оценивания (максимум — 10 баллов)

  1. Описана и обоснована причина обращения к технологии самоменеджмента — 0,5 баллов
  2. Описан и обоснован алгоритм применения технологии самоменеджмента (минимум 3 шага; за каждый шаг – 0,5 балла) — 1,5 балла
  3. Оценена эффективность применения технологии самоменеджмента: (а) минимум 2 позиции, которые получились, за каждую позицию – 0,5 балла (формулировка обоснований причин того, что получилось, за каждое обоснование – 0,5 балла); (б) минимум 2 позиции, которые не получились, за каждую позицию – 0,5 балла (формулировка обоснований причин того, что не получилось, за каждое обоснование – 0,5 балла) — 4 балла
  4. Описаны рекомендации по применению технологии (минимум 4; за каждую рекомендацию – 0,5 балла) — 2 балла
  5. Описание технологии самоменеджмента является продуктом самостоятельной работы обучающегося — 1 балл
  6. Работа характеризуется речевой связностью и последовательностью изложения. — 1 балл

Задания
Выполняются на семинарских занятиях

Семинар 10. Рефлексия

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Шеринг - 15-20 минут
Подумайте над общими результатами пройденного курса "Самоменеджмент и управление личностными ресурсами". Сформулируйте в трех коротких предложениях ответы на три вопроса:
  1. Что явилось самым важным или самым ценным лично для вас?
  2. Что вам показалось самым интересным / волнующим / запомнившимся из курса (положительные моменты)?
  3. Чего не хватило или что бы добавить в курс (отрицательные моменты)?
Можете не делиться, но тогда укажите в работе.

III. Рефлексивное эссе - 50-60 минут
Напишите рефлексивное эссе, обобщив личные результаты пройденного курса. Отразите в эссе следующие аспекты (порядок не важен):
  • Влияние на повседневность (каким образом, если есть / если нет, то почему не получилось).
  • Личное участие (погруженность) в выполнении всех заданий, внимательность к комментариям преподавателя.
  • Интернальные причины удовлетворенности / неудовлетворенности.
  • Личные "открытия" (то, что стало для вас новым)
  • Достижение поставленных личных целей в рамках дисциплины.

IV. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 9. Совладающее поведение

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Копинг-стратегии - 20-25 минут
1. Ответьте на утверждения опросника, направленного на оценку стратегий совладающего поведения.
Ссылка на опросник: https://psytests.org/coping/cope-run.html
На основе результатов поразмышляйте о своем индивидуальном стиле (или индивидуальных особенностей) реагирования на стресс. После запишите ключевые особенности вашего индивидуального стиля совладания со стрессом.
2. Объединитесь в пары, поделитесь своими размышлениями и результатами опроса. Проанализируйте полученные результаты, и обсудите Ваши индивидуальные стили совладания со стрессом, ответив на следующие вопросы:
  • Какие сходства обнаружены в индивидуальном стиле совладания со стрессом у вас и у напарника (напарницы)? С чем связаны данные сходства?
  • Какие обнаружены различия в индивидуальном стиле совладания со стрессом у вас и у напарника (напарницы)? С чем связаны данные различия?

III. Стрессогенные ситуации - 20-25 минут
1. Вспомните и выберите завершившуюся трудную жизненную ситуацию. Перейдите по ссылке и заполните методику, оценивающая параметры данной ситуации. Ссылка: https://onlinetestpad.com/3skkq2niyvboo
В конце вы получите результаты. Для дальнейшей работы Вам также понадобятся индивидуальные ответы. Запишите характеристики стрессонаполненности ситуации и укажите как вы отреагировали на ситуацию и каким образом совладали с ней.
2. Поделитесь трудной жизненной ситуацией с напарником/напарницей и совместно проанализируйте каждую ситуацию с целью определения лучшего способа совладания с данной ситуацией. Запишите вариант совладания.

IV. Выводы - 15-20 минут
Обсудите с напарником/напарницей какие ситуации влияют на Ваше психическое состояние. Тезисно запишите ответы на следующие вопросы:
  • Какие типы ситуаций и характеристики ситуаций являются для Вас и Вашего напарника (напарницы) наиболее деструктивными (разрушительными) по отношению к вашему психическому состоянию? В каких характеристиках психического состояния это проявляется? Как это проявляется внешне, в поведении?
  • К каким типам ситуациям и характеристикам ситуаций вы являетесь более чувствительными по сравнению с Вашим напарником/напарницей? В каких характеристиках психического состояния это проявляется? Как это проявляется внешне, в поведении?

V. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 8. Управление временем

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Категоризация времени - 15-20 минут

Если бы полностью управляли своим временем, то укажите сколько времени в среднем вы хотели бы тратить времени в сутки для следующих категорий (в сумме 24 часа):

  • Обучение
  • Работа (при наличии)
  • Досуг (развлечение)
  • Сон
  • Другое (собственные категории)

Рассчитайте среднее количество часов и минут, которое вы тратите за сутки (по результатам хронометража) на каждую из вышеуказанных категорий.

При неоднозначном определении категории (соответствуют двум или нескольким), выберите что-то одно (чего больше). При отсутствии подходящей категории, сформулируйте свою и определите ее назначение (функцию) в контексте вашей жизни.

Дополнительно рассчитайте сколько времени вы тратите на личностное развитие (самопознание, саморазвитие, soft skills) и профессиональное развитие (обучение, работа, hard skills).
Сравните желаемое распределение времени и текущее. Почему они совпали или не совпали?

III. Похитители времени - 10-15 минут
Определите факторы (людей, привычек, событий), которые бесцельно занимают ваше время. Рассчитайте время, которое вы тратите в среднем на «похитителей» времени.
Продумайте и запишите стратегию (стратегии) и/или конкретные действия по отношению к разным типам “хронофагов”.

IV. Анализ хронометража - 30-35 минут

Проанализируйте и укажите возможные положительные и негативные последствия текущего распределения времени для личностного и профессионального саморазвития.

Ответьте на вопросы:

  • Что именно следует изменить в распорядке вашего дня для достижения актуальной (главной, наиболее существенной) цели Вашей жизни?
  • Какие события / люди / ваши действия / привычки и пр. могут помешать следованию вашим планам?
  • От чего следует отказаться? Какие привычки необходимо приобрести?
  • Определите какие конкретные действия необходимо предпринять для достижения в ближайшее время (сегодня, завтра)? Какие ресурсы для этого необходимы?

V. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 7. Планирование

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Долгосрочное планирование - 60 минут

Выберите долгосрочную цель (можно с прошлого семинара), на выполнение которой потребуется от 3 лет и более.

1. Ассоциация
Возьмите пустой лист в книжной ориентации.
Начертите на листе линию снизу вверх.
Нижний конец линии — начало достижения цели (например, сегодня).
Верхний конец линии — конец достижения цели (например, спустя 3 года).
Представьте вашу цель такой, как если бы вы ее уже достигли.
Опишите (письменно рядом с верхним концом линии) возникающую в сознании картинку тезисно, ответив на следующие вопросы:
  • Сколько вам лет?
  • Где Вы находитесь?
  • Что на Вас надето?
  • Кто рядом с Вами?
  • Что Вы делаете?
  • Что Вы говорите себе в момент достижения цели?
  • Что Вам говорят об этом другие люди?
  • Какие чувства вы при этом испытываете?
  • Что изменилось в вашей жизни?
  • Какие мысли возникают в момент достижения цели?

2. Диссоциация
Посмотрите на вашу линию как бы сверху, со стороны. Есть сегодняшний день и конечная точка. Какие этапы должны быть между ними?
Если представить, что цель – построить дом, то такими этапами могут быть – фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша, отделка…
Отметьте эти этапы на линии времени черточками и поставьте для них даты.

3. Этапы
Сосредоточьте своё внимание на ближайшем этапе. Добавьте описания для каждого этапа.
Опишите (например, слева, рядом с чертой, обозначающей этап) возникающую в сознании картинку тезисно, ответив на следующие вопросы:
  • Где Вы находитесь?
  • Кто рядом с Вами?
  • Что Вы делаете?
  • Что Вам говорят об этом другие люди?
  • Какие чувства вы при этом испытываете?
Опишите (например, справа, рядом с чертой, обозначающей этап) возникающую в сознании картинку тезисно, ответив на следующие вопросы:
  • Что необходимо сделать?
  • Какой может быть последовательность действий?
  • Что необходимо сделать в первую очередь?
  • Сколько времени понадобится на реализацию?
  • Какие потребуются ресурсы?
  • Какие из них есть уже сейчас?
  • Какие еще необходимы ресурсы?
  • Какие знания, навыки, способности вам понадобятся?
  • Кто может помочь?

4. Преграды
На линии укажите преграды (и обозначьте их на линии), которые потенциально могут помешать достижению вашей конечной цели. Продумайте способы преодоления преград, ответив на следующие вопросы:
Какую роль играет преграда для отдельного этапа и/или конечной цели? Серьезны ли последствия для конечно цели? В чем они выражаются?
Что можно заранее сделать, чтобы избавиться от преграды? Чтобы преграда не появилась?
Если от преграды нельзя избавиться, то каким образом можно исправить план, чтобы преграда перестала быть преградой или ее влияние существенно изменилось? Как обойти ее? Как минимизировать негативное влияние на движение к конечной цели?

5. Анализ
Проанализируйте план, отвечая на следующие вопросы:
  • Насколько план реализуем?
  • Какие в нем изъяны? Чего не хватает?
  • Что и в какой момент может произойти, что помешает достижению цели?
  • Что нужно сделать, чтобы преодолеть препятствия к достижению цели?
  • Какие еще моменты не были учтены в плане?
Дополнительно:
Поделитесь своим планом с другим человеком. Расскажите о нем настолько подробно, насколько готовы это сделать.

III. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Домашнее задание (к семинару 8)

"Хронометраж"

В течение одного дня фиксируйте на листе, телефоне или любым другим способом все операции, которые совершаете и количество времени, которое тратите на нее.
Под операциями понимается любые выполнения задач, требующих затраты времени. Например, почистить зубы, одеться, сделать завтрак, позавтракать и пр.

Семинар 6. Целеполагание

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Мои цели - 15 минут

Сформулируйте и запишите 10 целей списком, которые вы бы хотели достигнуть в ближайший месяц (полгода/год).

Оцените важность каждой цели и поставьте напротив цели букву А, B или С, где А - наиболее важная цель; В - средний приоритет; С - наименьший приоритет.
Выберите одну цель, которая является наиболее ценной (связана с вашими ценностями, имеет долгосрочные последствия и т.п.) для вас лично и перейдите к следующему заданию.

III. "Ментальная карта" (Mind Map) - 40 минут

Для выбранной цели постройте составьте ментальную карту.
[Пример ментальной карты]
Алгоритм составления ментальной карты:
  1. Разместите лист бумаги горизонтально. В центре изобразите выбранную цель — его графический образ или название с пиктограммой.
  2. Нарисуйте ветвь, отходящую от центра (цели). Такая ветвь соответствует подцели, необходимой для достижения основной цели. Подцель может характеризовать достижение какого-либо ресурса или условий, которые необходимы для достижения цели. Каждая ветвь (желательно) может красиво изгибаться, иметь разный стиль начертания. Чем ближе к центру — тем толще ветвь. Далее ветвь будет распадаться на более тонкие, образуя иерархию.
  3. Обозначьте ветвь одним словом или заглавной буквой. Вместо слова можно использовать графический образ.
  4. Продолжите рисовать второстепенные ветви, на которые распадается основная. Второстепенные цели соответствуют задачам и действиям, необходимым для достижения подцели. Обозначьте новые ветви аналогично основной.
  5. Нарисуйте следующие основные ветви (подцели) и ответвления второго и третьего порядков (задачи и действия).

IV. SMARTER - 10 минут

Сформулируйте цель в соответствии с критериями SMARTER. Также ответьте на вопросы для каждого из критериев:

S — Specific.
Цель конкретная? Понятно ли, что именно нужно будет делать? Чего хотите достичь?
M — Measurable.
Цель измерима? Как измеряется результат? Как понять, что цель достигнута?
A — Achievable.
Цель достижима? Достаточно ли ресурсов для достижения цели? Насколько это реалистично?
R — Relevant.
Цель значимая? Почему это важно?
T — Timed-bounded.
Цель имеет сроки? В течение какого времени цель будет достигнута?
E — Evaluated.
Процесс достижения цели оценивается? Как оценивается промежуточные результаты в достижении цели?
R — Reviewed.
Можно ли пересматривать цель после оценки промежуточных результатов? Происходит ли корректировка цели?

Пример цели: Я выучу список 500 слов на английском языке и их значение до 15.12.2024 года и смогу пройти любой тест на память с использованием данных слов без использования вспомогательных средств.

Опционально: расскажите о своей цели тому человеку, с кем вы общаетесь.

V. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 5. Зеркальное Я

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Самооценка личности (опрос) - 15 минут

Пройдите опрос, используя методики ниже.

1. Шкала Светлой триады, LTS.

2. Короткий опросник «Темная тетрада» личности.

3. Тест межличностных отношений Лири

Сохраните или перепишите результаты.


III. Внешняя оценка (опрос) - 15 минут

  1. Объединитесь в пары.
  2. Оцените личность другого человека, используя те же опросники. Для этого представьте, что вы - это ваш напарник(ца). Как бы он(а) ответил? Проходите методики как будто бы Вы – это он(а).

IV. Обсуждение результатов - 30 минут

  1. Сопоставьте результаты самооценки (п. II.) и оценки другого (со стороны). Рассчитайте разность в баллах между результатами самооценки и внешней оценки.
  2. Обсудите результаты, используя следующие вопросы: (a) По каким характеристикам у вас наилучшее совпадение (результаты самооценки соответствуют оценке со стороны)? Почему? Что позволило быть точным? Заметны ли такие особенности при взаимодействии? Каким образом? (б) По каким характеристикам у вас наихудшее совпадение? Почему? Как данные характеристики проявляются в поведении (внешне)? Какому источнику оценки следует доверять больше (самооценке или внешней оценке)? Почему?
  3. Совместно сформулируйте выводы после обсуждения.

V. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 4. Межличностный стиль

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Опрос - 30 минут

Пройдите опрос, направленный на оценку различных сторон вашего стиля межличностных отношений (нажмите на название ниже).

  1. Опросник межличностных отношений, ОМО/FIRO
  2. Многофакторный опросник эмпатии, IRI
  3. Опросник привязанности к близким людям
  4. Исследование межличностных проблем, IIP

III. Рефлексивное мини-эссе - 30 минут

Используя результаты опроса напишите краткое рефлексивное эссе (объемом не больше 500 слов) с условным названием "Я и мои отношения с другими". Отразите в эссе результат объединения своих представлений о своем межличностном стиле и результатов диагностики (п. II).


IV. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 3. Soft skills

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Карта "мягких" навыков (групповое задание) - 35 минут
А. Выберите профессию, которой вы бы посвятили свое будущее.
Б. Найдите тех, у кого такая же профессия. Объединитесь с ними в мини-группы по 3-4 человека.
В. Ознакомьтесь с материалами о "мягких" навыках (soft skills). Материалы доступны в облачном хранилище: https://disk.yandex.ru/d/Rsct_QpL3hDvow
Г. Обсудите и составьте карту "мягких" навыков, необходимых для эффективного осуществления деятельности, соответствующей выбранной профессии. Карта может быть оформлена в свободном формате. Она должна содержать: названия навыков, их описания (определения), высокий уровень развития и низкий уровень развития (индикаторы развития (сформированности) того или иного навыка), решение профессиональных задач.
Например для профессии полицейского: (1) навык: умение конструктивно общаться с агрессивно настроенными людьми; (2) описание: умение поддерживать конструктивное общение с людьми, находящимися в состоянии гнева, без эскалации взаимодействия; (3) высокий уровень - в ситуации общения с агрессивным человеком, демонстрируется спокойное и уверенное поведение, характеризуется внутренним спокойствием; (4) низкий уровень - избегание общения с агрессивным человеком или агрессивное поведение в ответ; (5) профессиональная задача: позволит снизить риски нанесения физического вреда и будущих последствий.

III. Планирование саморазвития - 30 минут

А. Оцените степень сформированности у себя всех "мягких" навыков, составленных на предыдущем этапе, по 10-балльной шкале. Дополнительно оцените степень уверенность в вашей оценке сформированности того или иного навыка по 10-балльной шкале.
Б. Выберите наименее развитый у вас "мягкий" навык или тот навык, который вам важно развивать для осуществления будущей профессиональной деятельности.
В. Составьте план развития данного навыка. Для этого:
  • Опишите способы и действия, которые помогут развить данный навык. Ориентируйтесь на текущие внутренние и внешние ресурсы, а также на те ресурсы, которые потенциально возникнут в соответствующее время.
  • Укажите частоту действий, их длительность и конечный срок достижения промежуточных и итоговых результатов.
  • Укажите критерий оценивания сформированности навыка.

IV. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели? Почему?
  • Что нового и/или полезного Вы узнали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.
  • Для каких других (профессиональные или универсальные ("мягкие") навыков вы считаете необходимо спланировать развитие?совместно совместно

Семинар 2. Индивидуальные особенности

I. Рефлексия - 5 минут

Ознакомьтесь со всеми заданиями ниже. Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. “Сильные и слабые стороны” - 20 минут
А. Составьте два списка (5 минут).
  • 5-7 качеств личности которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни.
  • 5-7 качеств личности, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.
Б. После составления этих списков ответьте на вопросы (5 минут):
  • Как вы относитесь к таким же качествам у других людей?
  • Отличается ли ваше отношение к себе от отношения к ним?
В. Самоанализ (10 минут)
Любое наше качество существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует. До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, а даже изводим в себе эти черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача. Как правило Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности.
Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно, чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством (например: ваша агрессия - возможно, помогает вам защищать себя, добиваться своих целей; ваша робость, боязливость - может быть вашей способностью быть внимательным к потребностям других).

III. Опрос - 25 минут

Пройдите опрос, посвященный вашим индивидуальным особенностям.

Ссылка на опрос: https://onlinetestpad.com/zfsshjxnyyppy


IV. Рефлексивное мини-эссе - 25 минут

Используя результаты опроса напишите краткое рефлексивное эссе (объемом не больше 500 слов), посвященное своим индивидуальным особенностям. Постарайтесь отразить в эссе свои представления о себе, ответив на вопрос "Кто Я?".


V. Рефлексия - 5 минут

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

Семинар 1. Мотивация

I. Рефлексия

Прежде чем начать, подумайте о том, где Вы находитесь, какое у Вас состояние и настроение. Опишите. Далее ответьте на следующие вопросы:

  • Что Вы ожидаете от данного занятия?
  • Чего Вы хотите достичь или получить после выполнения заданий?
  • Оцените готовность работать от 1 до 10, где 1 - абсолютно не готов, а 10 - полностью готов.

II. Мои желания

  • Подумайте 2-3 минуты о том, что хотите в данный момент, в ближайшее будущее и в далеком будущем. Попробуйте представить то, чего вы хотите очень подробно. Так легче настроить свое сознание (и свой мозг) на генерацию желаний.
  • Далее запишите все свои желания кратко и понятно.
  • Напишите как минимум 15 желаний. Пишите до того момента, пока не напишите минимум или пока не надоест.
  • Используя известную классификацию потребностей А. Маслоу, укажите к какой базовой потребности относится каждое желание.

Потребность самоактуализации

Маслоу определял данную потребность как “...желание человека стать тем, кем он может быть.”. Человек стремится достичь вершины собственного потенциала, раскрыть себя в собственной деятельности. Например, стать профессионалом ради самой деятельности. “Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой”.

Потребность самоуважения

Например, стремление в достижениях, уверенности в собственных силах, независимости в собственных действиях; чувство компетентности, признание окружающими, сохранение и создание репутации, статуса и т.п.

Потребность принадлежности и любви

Например, стремление устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье, референтной группе.

Потребность безопасности и защиты

Например, потребность в стабильности окружающего мира, в законе и порядке, предсказуемости событий, свободе от страха, хаоса, угрозы болезни и т.п.

Физиологические потребности

Например, потребность в пище, питье, кислороде, сне, физической активности, сексе, сенсорной стимуляции и т.д.


Ответьте на следующие вопросы:

  • Какая из категорий потребностей преобладает? Как Вы думаете, почему?
  • Какие сложности возникали при соотнесении желаний и категорий потребностей?
  • Какие желания преобладали у Вас: актуальные или связанные с ближайшим/далеким будущем? Почему?

III. Психодиагностика

Пройдите онлайн-опрос, направленный на измерение академической мотивации и самоконтроля: https://onlinetestpad.com/t/selfmanagement-motivation

После прохождения Вы получите индивидуальные результаты.


IV. Рефлексия

Поразмышляйте о выполненных заданиях и ответьте на следующие вопросы:

  • Смогли ли Вы достичь первоначальной цели?
  • Что нового Вы узнали? Какие мысли у Вас возникали?
  • Что Вам понравилось и не понравилось при выполнении заданий? Почему?
  • Оцените, насколько Вы были погружены в выполнение задания от 1 до 10, где 1 - абсолютно не был погружен, а 10 - полностью погружен в выполнение.

  • Федор Валерьевич Дериш
    Старший преподаватель
    derish@psu.ru