Контрольные мероприятия
  • 1
    Задания на практиках
    Нужно выполнить задания по шести практическим занятиям. Если вы пропустили занятие, то воспользуйтесь сайтом и выполните все задания по пропущенной теме. Выполненные задания нужно принести в распечатанном виде до последнего практического занятия. Для правильного выполнения заданий ознакомьтесь с техническим заданием.
    Техническое задание
  • 2
    Задания на лабах
    Выполните все задания на лабораторных занятиях. Если пропустили, то как и в случае с практиками воспользуйтесь сайтом и выполните все задания. На лабах будут точно такие же задания. Критерии оценивания вы найдете для каждой лабы, начиная со второй. Выполненные задания нужно принести в распечатанном виде до конца триместра. Для правильного выполнения заданий ознакомьтесь с общим техническим заданием (ссылка ниже) и отдельно для каждого задания (см. раздел "Лабораторные задания").
    Техническое задание
  • 3
    Тест
    Итоговое контрольное мероприятие состоит из одного теста. Итоговый тест будет проходить на последнем лекционном занятии.
  • 4
Лекции
Лекция 1. Введение в математическую статистику
Лекция об основных понятиях, используемых в анализе психологических данных. В лекции рассматриваются следующие подтемы: (1) Измерение и шкалирование в психологии; (2) Нормальный закон; (3) Статистические критерии.

Математические методы в психологии (введение)
Лекция 3. Дисперсионный анализ
Лекция о дисперсионном анализе. Рассматривается однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ для психологических исследований.
Дисперсионный анализ
Лекция 4. Корреляционный анализ
Лекция о корреляционном анализе. Рассматриваются корреляции Пирсона, Спирмена и бинарные корреляции.
Корреляционный анализ
Лекция 5. Факторный анализ
Лекция о факторном анализе и его видах.

Факторный анализ
Лекция 6. Кластерный анализ (отрывок)
Отрывок лекции о кластерном анализе.

Кластерный анализ (отрывок)
Практические задания

Особенности измеряемых шкал, формулирования статистических гипотез, описания статистик при описании групп.

Особенности статистических критериев, которые используют для оценки различий между группами, распределениями.
Особенности применения дисперсионного анализа в экспериментальных планах, лонгитюдных и других исследованиях, где оценивается влияние одной переменной на другую.
Рассматриваются условиях применения корреляционного анализа, построение и "чтение" графиков и таблиц с результатами корреляционного анализа.


Рассматривается особенности применения, описания и интерпретации результатов факторного анализа. Обсудим условия применения и особенности "чтения" результатов анализов.

Рассматривается итеративный (иерархический) и неитеративный (метод К-средних) кластерные анализы, их условия применения, ограничения и недостатки.
Лабораторные задания

0

Интерфейс и возможности в JASP
Интерфейс JASP
Задание
Ознакомьтесь с интерфейсом и основными функциями JASP (используйте видео и материалы с сайта https://jasp-stats.org/support/) и выполните следующие пункты:
  • Откройте файл с матрицей данных из компьютера в программе.
  • Подключите дополнительные модули.
  • Создайте любые таблицы.
  • Поменяйте количество знаков после запятой на любое другое количество.
  • Измените разрешение отображения программы.
  • Расположите разделы с данными, с настройками анализов и раздел с выводом результатов так, чтобы они были видны на экране.
  • Поменяйте тип шкалы для некоторых переменных.
  • Создайте новую переменную путем суммирования значений любых двух других переменных.
  • Отфильтруйте (исключите некоторые значения) определенные значения любой переменной.
  • Сохраните рабочее пространство в формате .jasp
  • Экспортируйте результаты анализов в формате PDF.
  • Экспортируйте матрицу данных.
  • Скопируйте результаты анализов в офисные приложения Word и Excel.

1
Описательные статистики в JASP
Описательные статистики
Для выполнения задания, скачайте материалы для выполнения (кнопка ниже)
Задание
  • Постройте круговые диаграммы только для переменных, измеренных в шкале наименований.
  • Постройте таблицы частот для переменных, измеренных в шкале наименований.
  • Рассчитайте описательные статистики (мода, медиана, среднее, ошибку среднего, стандартное отклонение, асимметрию, стандартную ошибку асимметрии, эксцесс, стандартную ошибку эксцесса) по каждой переменной, измеренной в шкале интервалов.
  • Постройте гистограммы только для переменных, измеренных в шкале интервалов.
  • Сделайте выводы о распределении каждой переменной в шкале интервалов (тип и особенности распределения).
  • Оформите работу в соответствии с требованиями и отправьте, используя Telegram-бота (кнопка "Отправить работу") в виде одного файла формата PDF.

2
Анализ различий двух групп
Сравнение групп
Для выполнения задания, скачайте материалы для выполнения (кнопка ниже)
Задание:
  • Выберите переменные (группирующую и "целевую") из матрицы данных для последующего применения статистического критерия для независимых выборок.
  • Сформулируйте исследовательскую, нулевую и альтернативную гипотезы.
  • Выполните сравнительные анализы с помощью корректных статистических критериев для проверки гипотез. Постройте графики средних значений или коробчатые диаграммы для сравниваемых групп.
  • Опишите полученные результаты и примите решение о принятии той или иной статистической гипотезы.
  • Сформулируйте выводы, включающие описание полученных результатов на естественном языке.
  • Выберите переменные (две переменные, измеренные до и после) из матрицы данных для последующего применения статистического критерия для зависимых выборок.
  • Сформулируйте исследовательскую, нулевую и альтернативную гипотезы.
  • Выполните сравнительные анализы с помощью корректных статистических критериев для проверки гипотез. Постройте графики средних значений для сравниваемых групп.
  • Опишите полученные результаты и примите решение о принятии той или иной статистической гипотезы.
  • Сформулируйте выводы, включающие описание полученных результатов на естественном языке.
  • Повторите шаги выше, используя другие переменные из матрицы данных.
Оформите работу в соответствии с требованиями и отправьте, используя Telegram-бота (кнопка "Отправить работу") в виде одного файла формата PDF.

3
Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ
Для выполнения задания, скачайте материалы для выполнения (кнопка ниже)
Задание
  • Сформулируйте исследовательскую, нулевую и альтернативную гипотезы для последующего сравнения независимых групп (любая группирующая переменная) любой другой (целевой) переменной из матрицы данных, измеренной в интервальной шкале.
  • Выполните дисперсионный анализ с последующим апостериорным сравнением средних для проверки всех гипотез. Постройте таблицу с указанием количества респондентов, среднего арифметического и стандартного отклонения для каждой группы. Постройте графики средних значений или коробчатые диаграммы для сравниваемых групп.
  • Опишите полученные результаты и примите решение о принятии той или иной статистической гипотезы.
  • Сформулируйте выводы, включающие описание полученных результатов на естественном языке.
  • Оформите работу в соответствии с требованиями и отправьте, используя Telegram-бота (кнопка "Отправить работу") в виде одного файла формата PDF.

4
Корреляционный анализ
Корреляционный анализ
Для выполнения задания, скачайте материалы для выполнения (кнопка ниже)
Задание
  • Сформулируйте для пары переменных, измеренных в интервальной или ранговой шкале, исследовательскую, нулевую и альтернативную гипотезы о связи.
  • Выполните корреляционный анализ для проверки поставленных гипотез.
  • Постройте диаграммы рассеяния и корреляционную плеяду.
  • Опишите полученные результаты и примите решение о принятии той или иной статистической гипотезы.
  • Сформулируйте выводы, включающие описание полученных результатов на естественном языке.
  • Повторите предыдущие этапы ещё 4 раза, выбирая другие пары переменных.
  • Оформите работу в соответствии с требованиями и отправьте, используя Telegram-бота (кнопка "Отправить работу") в виде одного файла формата PDF.

5
Регрессионный анализ
Регрессионный анализ
Для выполнения задания, скачайте материалы для выполнения (кнопка ниже)
Задание
  • Используя данные из матрицы, выберите зависимую переменную и предикторы (не менее трех).
  • Проведите линейный регрессионный анализ.
  • Подготовьте описание результатов и сформулируйте выводы, включающие описание полученных результатов на естественном языке.
  • Оформите работу в соответствии с требованиями и отправьте, используя Telegram-бота (кнопка "Отправить работу") в виде одного файла формата PDF.

6
Факторный анализ
Факторный анализ
Для выполнения задания, скачайте материалы для выполнения (кнопка ниже)
Задание
  • Используя данные из матрицы, получите факторную структуру взаимосвязей показателей.
  • Опишите полученные результаты.
  • Сформулируйте выводы, включающие описание полученных результатов на естественном языке.
  • Оформите работу в соответствии с требованиями и отправьте, используя Telegram-бота (кнопка "Отправить работу") в виде одного файла формата PDF
Поблагодарить
Здравствуйте! Меня зовут Федор Дериш. Чаще я слышу Федор Валерьевич)
Я работаю преподавателем матметодов в одном провинциальном вузе.
Надеюсь, что вы нашли здесь что-то полезное для себя. Ведь весь материал создавался с одной целью - помочь с анализом психологических данных.
К сожалению, времени на развитие сайта у меня немного. Ипотека, семья, работа... Если вы хотите поблагодарить меня лично или просто помочь с развитием сайта и его контента, то вы сможете это сделать с помощью пожертвований.

Для перевода (Сбер): 2202 2010 0229 7592